Типы обучающихся и стили обучения
Активисты (деятели)
Ориентация на стадию цикла обучения
1. Личный опыт
Особенности поведения
- Предпочитают познавать новое в процессе работы и методом проб и ошибок
- Самостоятельны и активны
- Немедленно погружаются в новую деятельность
- Общительны, любят решать проблемы в группе
- Полны энтузиазма, не консервативны и не склонны к скептицизму
- Получают удовольствие от решения задач, требующих максимального напряжения
- Часто не хватает терпения заниматься работой, связанной с реализацией и закреплением знаний и навыков
Требования к процессу обучения
- Свобода выбора приоритетов и идей
- Широкий диапазон задач и возможностей
- Возможность руководить или организовывать деятельность других людей
- Отсутствие «скучных» и многочасовых лекций
Требования к другим участникам обучения
- Свобода дискуссий
- Приятная атмосфера
- Признание лидерства
- Генерация идей
В процессе обучения можно распознать по следующим вопросам
- Научусь ли я чему-нибудь новому?
- Узнаю ли что-нибудь новое?
- Не придется ли мне долго сидеть и слушать преподавателя?
- Будут ли представлены в учебном процессе разнообразные виды деятельности?
- Можно ли будет держаться непринужденно, позволять себе делать ошибки и веселиться?
- Столкнусь ли со сложными задачами, требующими значительных усилий?
- Смогу ли пообщаться с единомышленниками?
Мыслители (рефлексирующие)
Ориентация на стадию цикла обучения
2. Осмысление и размышление
Особенности поведения
- Сначала размышляют, затем действуют
- Предпочитают находить собственное решение
- Любят отстраниться от ситуации, обдумать свой опыт
- Уделяют большое внимание сбору и анализу информации
- Действуют в широком контексте, включающем прошлое и настоящее
- Стараются быть незаметными и создают вокруг себя атмосферу спокойствия и терпимости
- Девиз: «Семь раз отмерь, один отрежь»
Требования к процессу обучения
- Отведение достаточного времени для размышлений
- Возможность работать в собственном темпе, без жестких сроков
- Выполнение трудоемких исследований
- Сбор и анализ информации
- Самостоятельная и длительная подготовка
Требования к другим участникам обучения
- Отсутствие давления и спешки
- Толерантность к различным мнениям и взглядам
- Обеспечение автономии
- Признание «экспертной» позиции
В процессе обучения можно распознать по следующим вопросам
- Будет ли мне дано достаточно времени на усвоение и подготовку?
- Представится ли возможность для сбора разнообразной информации?
- Есть ли возможность познакомиться с различными мнениями и взглядами на проблемы?
- Не будет ли оказываться на меня давление?
- Смогу ли я выполнять задания тщательно и в комфортном для меня темпе?
Теоретики
Ориентация на стадию цикла обучения
3. Формулирование правил и теорий
Особенности поведения
- Решают проблемы шаг за шагом
- Объединяют разрозненные факты в стройную теорию
- Любят анализировать
- Ценят рациональность и логику
- Склонны к системному мышлению
- Стремятся к совершенству
- Решают проблемы на основе формальной логики, последовательно и планомерно по схеме «от простого к сложному»
- Стараются совместить новые теории с тем, что им уже известно
- Не доверяют интуиции
Требования к процессу обучения
- Ясность целей и задач
- Структурированность программы
- Логичность и последовательность изложения материала
- Интеллектуальное напряжение
- Достаточное количество времени для размышлений
- Хорошие инструкции
Требования к другим участникам обучения
- Отсутствие давления
- Высокий интеллектуальный уровень
- Приоритет объективности и логики
В процессе обучения можно распознать по следующим вопросам
- Будет ли предоставлена возможность задавать вопросы?
- Соответствует ли программа обучения цели и структуре занятий?
- Каковы требования программы к интеллектуальному уровню учащихся?
- Узнаю ли я новые эффективные методы и концепции?
- Будут ли созданы условия для моего интеллектуального совершенствования?
Прагматики
Ориентация на стадию цикла обучения
4. Практическое применение
Особенности поведения
- Стремятся найти практические решения, быстро все попробовать и перейти к действиям
- Любят испытывать новые теории на практике
- Предпочитают принимать конкретные шаги для решения реальных задач
- Любят добиваться успеха
- Действуют быстро и уверенно
- Постоянно ищут новые идеи и реализуют их при первой возможности
- Стремятся быстро воплощать в жизнь полученные знания и навыки
- Рассматривают новые проблемы и трудности как вызов
- Их девиз: «Хорошо то, что действует»
Требования к процессу обучения
- Возможность практического применения
- Практическая польза
- Программа обучения предусматривает проведение экспериментов, практических заданий и консультаций с квалифицированными практикующими специалистами
- Четкие указания
- Очевидный эффект от обучения
Требования к другим участникам обучения
- Отсутствие долгих теоретических дискуссий и лекций
- Быстрое принятие решений
- Генерация идей
В процессе обучения можно распознать по следующим вопросам
- Предусматриваются ли практика и эксперименты?
- Имеют ли преподаватели практический опыт в конкретной сфере или они «теоретики»?
- Узнаю ли я новые эффективные приемы и методы?
- Будут ли рассматриваться реальные проблемы?
- Смогу ли я использовать предложенный план для решения некоторых своих текущих проблем?
- Предусмотрены ли встречи с опытными специалистами-практиками?
Источники: Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М. Издательство АСВ, 2004; Базарова Гули Особенности обучения взрослых.